Читайте также:
  • Гироскутеры и сигвеи
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СКОПЛЕНИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ШЕЛЬФЕ
  • 8.1.5. Выводы по западно-арктическому шельфу

  • 8.1.4. Технология разведки и освоение месторождений нефти и газа на арктическом шельфе

    Выявление и подготовка к бурению локальных объектов (структур) осуществляется сейсморазведкой методами 2Д

    и ЗД. Плотность сейсмотгрофилей 2Д составляет в Печорском море 0,5x1 км, в Баренцевом и Карском морях 1x2 км. Сейсморазведкой ЗД изучается площадь каждого локального объекта.

    Возможные варианты технических средств поисково-разведочного бурения приведены ниже (табл. 8.1).

    Поисковое бурение на Арктическом шельфе рекомендуется осуществлять:

    — на глубинах моря 10-30 м в Печорском и Карском морях — СПБУ ледового класса, в зоне влияния течения ГЬльфстрим Баренцева моря — обычными СПБУ;

    — на глубинах моря более 30 м — БС ледового класса;

    — в прибрежных водах глубиной менее 10м Печорского и Карского морей — ЛПБУ, устанавливаемые на ледостойкую подводную берму; альтернативные варианты для таких глубин моря — бурение с берега наклонно направленных сква жин или бурение с искусственных гравийных кессонно удерживаемых островов.

    Количество поисковых скважин принимается равным двум с учетом успешности бурения. Количество разведочных скважин зависит от величины запасов месторождений и изменяется от одного до шести скважин на месторождение. Продуктивные поисковые и разведочные скважины используются при разработке месторождений.

    Разработка месторождений со стационарных и мобильных эксплуатационных комплексов (незамерзающие и мелководные замерзающие акватории)

    Возможные варианты технических средств и условия их применимости в Арктических морях приведены в табл. 8.2.

    Д ля разработки месторождений в пределах перспективных объектов в незамерзающей части Баренцева моря (Гусинозе-мельское, Бритвинское, Терское и др.) проектируются эксплуатационные суда с турелью в комплексе с подводными модулями. Для бурения кустов эксплуатационных скважин, размещаемых в подводных модулях, привлекаются буровые суда.

    На газовых месторождениях в Баренцевом море предварительно устанавливают подводные эксплуатационные модули (в модуле от 10 до 24 устьев скважин). Бурение скважин через модули осуществляют арендованными буровыми судами. По мерс готовности скважин на каждое месторождение устанавливают одно эксплуатационное судно, на которое по внутрипромысловой трубопроводной сети поступает продукт со всех скважин для подготовки к транспорту по магистральному трубопроводу. Транспортировку газа до эксплуатационного судна осуществляют по трубам 18", до магистрального газо11ровода Штокман-Тереберка — по трубам 30м.

    Разработку нефтяных и газовых месторождений в Печорском и Карском морях (при глубине моря 10-30 м) рекомендуется проводить с использованием гравитационной МЛСП типа "Приразломная". ГЪловная установка этого типа строится на ГУН "Севмашпредприятие".

    Для разработки месторождений на глубинах моря от 30 до 80 м предполагается использовать моноконы, моноподы или многоопорные типы платформ. Проектирование таких

    платформ ведется в рамках проектов Сахалин-1, Сахалин-2 и Сахалин-3. Периферийные скважины группируют в кусты и разбуривают через подводные модули с БС или СГ1БУ.

    На глубинах моря до 10 м разработку месторождений молено осуществлять с кессонно удерживаемых искусственных островов и. при возможности, с помощью наклонно направленных и горизонтальных скважин, которые бурят с берега.

    11ефтяные месторождения в Печорском море разбуривают с платформ наклонно направленными и горизонтальными скважинами.

    Приняты следующие допущения и технические решения по технологии разработки месторождений:

    — на платформах и подводных модулях предусматривается бурение и эксплуатация нефтяных, газоконденсатных и нагнетательных скважин;

    — предельно допустимое количество скважин, разбуриваемых с одной платформы, составляет 120 ед.: такое количество скважин на платформе требует дополнительных технических решений по обеспечению безопасности, что существенно сказывается на стоимости платформ;

    — бесперебойный транспорт газа до береговых сооружений может быть достигнут за счет осушки газа в абсорбере до точки росы но влаге минус 40 °С с попутным (неконтролируемым) уменьшением точки росы по углеводородам и периодическим использованием скребков;

    — подготовка нефти на платформах ограничивается деэмульсацией термохимическим методом при температуре 50-60 иС с остаточным содержанием воды в нефти до 5 %;

    — пластовая вода в смеси с дренажной водой очищается от механических примесей и нефти, смешивается с отработанной морской водой и нагнетается в пласты;

    — условно принимается, что каждая платформа должна быть уколи 1Лсктовапа двумя однотш гными буровыми установками, в составе которых имеются:

    а) станция геофизических исследований в скважине, перфорации и геосервиса,

    б) цементировочный комплекс,

    в) четырехступенчатая система очистки и дегазации бурового раствора;

    — xapciKmepucmiiKu условного бурового комплекса[с верхним приводом вращения бурильной колонны) на платформах приняты следующими:

    а) грузоподъемность вышки ................................. 400 т;

    б) протяженность ствола скважин.................до 7000 м:

    в) производительность буровьпс насосов............80 м/с;

    г) максимальное рабочее давление....................30 МПа;

    д) объем запасов бурового раствора...................250 м3;


    ::Следующая страница::